Потерять книжку альпиниста — хорошая примета!

Эта история началась с шести банок пива, а закончилась дюжиной совместных Гор, рождением ещё одного неправильного альпиниста и моим самым крутым опытом вывода на сложные Горы.

Но на самом деле всё началось с того, что мы вообще не должны были встретиться, ибо Света ехала работать поваром в БЛ на Северный Иныльчек, а я должен был всё лето пропахать на высоте.

Но Вселенная распорядилась по-своему, и киргизские пайлоты махом завалили только что отремонтированный борт, сделав БЛ, в котором собиралась работать Светка, нерентабельным. Благо рабский труд всегда в цене, и она отправилась поднимать кафе на хижине, что на стоянках Рацека в Ала-Арче.

А моего клиента дела развернули прямо из Шереметьево.

И вот в пятницу, тринадцатого июля, я в очередной раз зашёл в благословенный бар на Рацека, дабы восполнить электролитный баланс и заодно внести свою лепту в развитие колоссально полезного начинания.

Кстати! Если кто не в курсе. Теперь на Рацека можно приходить налегке. Вас накормят, напоят и спать уложат без каких-либо предварительных договорённостей. Сбылась вековая мечта Человечества! Когда ты просто поднимаешься, заходишь в бар…. А там уже как карта ляжет. Или спускаешься измождённый и иссушенный после трудного восхождения, заходишь в бар…. А там уже пока сам не поляжешь!

В общем, всё шло в штатном режиме, пока новая барменша не продала мне шесть банок пива. А после шести банок пива трудно не разговориться на разнообразные темы…особенно после бани… Общность взглядов на жизнь и альпинизм привела меня к мысли сделать Свете предложение…

Я предложил ей встать на скользкую дорожку альпинизма для души. Прошлый раз такое непристойное предложение я делал двум своим ученикам лет десять назад. Для обоих это закончилось пятёрочными первопроходами, гидовскими корочками, ну и для одного, в промежутке, переломами лодыжек на Корее.

Оказалось, что в процессе переездов Света посеяла свою альпкнижку с честно нахоженным третьим разрядом и даже двумя Карлытау. Ну что ж, как говорится, в новую жизнь с чистой совестью. И начались занятия.

И вспоминала Света на них каким концом стоппера в трещины закладываются. И как неприятно, когда они под тобой вылетают. И как оказывается непривычно в кошках-то по скалам скрестись!

Рацека 2Б

И пошли мы на мою любимую открывашку для чайников — Рацека 2Б. И пролезли её за два часа. «Неплохо», — подумал я, и следующей Горой стал Бокс 3Б. Светка пёрла лазанием, не остановишь.

Бокс 3Б

В качестве ледовой тренировки пошли на Первую Корону по Плотникову 4А. Идеальный тренировочный маршрут. Длинно и полого.

Финиш Плотникова 4А

Все свои первые в жизни 11 верёвок льда Света отмолотила на тяпках, слегка постанывая и едва заметно матерясь.

Ну тут, как говорится, можно было уже и замахнуться на Вильяма нашего Шекспира, то есть на Боксёрскую 4А. Классическая длиннющая комбинашка.

Бокс 4А скалы

Я ради тренировки решил пролезть всё в кошках. Светка решила не отставать и осознала свою ошибку уже на куполе, где преодоление финишных ледовых верёвок далось не то что с трудом, а даже с Есениным!

Финишный спурт

Правда первые две попытки начать декламировать «Письмо к женщине» закончились сначала поскальзыванием с криком «Б..я!», а потом убедительной просьбой «Ну не натягивай ты так сильно!». Но зато потом всё пошло как по маслу, и к вершинной мульде классик отечественной поэзии мог удовлетворённо закурить. Не каждого, понимаешь, декламируют, вылазя на 4200. А ещё, как и подобает опытному напарнику, я забыл внизу бутылку с питьём, и нам пришлось удовлетворять жажду оленьим способом, облизывая всё, что блестело влагой.

На вершине Бокса

Ну а дальше, понятно, 4Б на Речку. Сколько её ходил, а начать с самого низа довелось лишь во второй раз, ибо подход после таяния стал значительно техничнее и малопривлекательнее.

В забое на Речке 4Б

А! Необходимое дополнение! После каждого восхождения Света не падала без сил на хижине, а шла готовить, накрывать, мыть и т.д., и т.п. часов эдак до десяти вечера. При исполнении поскольку.

Ну а раз студент тянет, пора на пятёрки.

На Швабе

С чего начинается….нет, не Родина, а пятёрки в Арче? Ну конечно со Шваба на Байчу! Благо погода после полутора месяцев абсолютного бесчинства устаканилась, и можно было кайфовать на сухих и тёплых скалах. Проблема Шваба — что рано выходить на него неохота, поскольку все трудности внизу, и они с утра встречают весьма прохладно. Соответственно пораньше не вернёшься, а кто будет кормить страждущих?

Шваб. Над очковым траверсом

И даже в этом вопросе Вселенная помогла. Такого Коллектива на Рацека не было никогда! Соратники Светки практически грудью бросались на оголодавших клиентов, прикрывая её спортивные устремления.

Верные соратники

Мы стартовали около одиннадцати и пришли с закатом, подарившем кучу эмоций и одну классную фотку.

Но не всё коту масленица. И в следующий раз вместо сухих и тёплых скал мы пошли на мокрый и холодный лёд. Маршрут 4А Фёдорова на Первую Корону. Он покруче Плотникова и поинтереснее. Для закрепления, так сказать. Всё прошло штатно. Старт в четыре, возвращение к обеду и на работу.

На Фёдоре 4А

К нашей радости неумолимо приближался Светкин отпуск, на который был запланирован трип вокруг Иссык-Куля и, главное, двухнедельные сборы с полным отрывом от производства!

Хотелось достойно завершить первый этап спортивного роста, и мы, снова прикрывшись грудью и умелыми руками коллеги, стартовали на Байчу по Кузьменко.

В забое на Кузьме

Что самое трудное в Кузьме? Конечно подход! А на этот раз, после выскребания по бараньим лбам на стартовую полку, нас ещё ждала задачка с одним, но очень серьёзным неизвестным… Надвигающийся циклон слегка потряхивал снежком и подзадувал озорным ветерком, от которого всё скукоживалось. Почти час мы протоптались в нерешительности и даже начали собирать шмотки для возвращения….Но подход! Потратить столько сил и нервов и не попытать счастья?! И с криками «Апое….хали!» мы таки стартовали.

И прямо-таки всё пошло как надо. Снежок был мелким, а Светка лезла быстрее, чем раньше. И мы почти успели! Точнее просто успели, поскольку снежно-грозовой заряд застал меня за неспешной ИТОшкой на финишной верёвке. А когда Света выскреблась на верх контрфорса, таймер показал невероятный для данной ситуации результат. Семь с половиной часов! Радости моей не было предела, поскольку данные объективного контроля говорили о том, что мы можем замахнуться не только, понимаешь, на Вильяма нашего Шекспира, но и ещё на что-нить покруче!

Кузьма после заряда

Но сначала была сказка осеннего Иссык-Куля с непередаваемой ночью на Тосорской косе и ностальгическим пикником в Каркаре.

Снежно-осенняя Каркара

Перед подъёмом на сборы я проштудировал прогнозы погоды и решил сразу стартовать на первую для студентки 5Б. Света желала романтической ночёвки на Горе, а для ентого дела прекрасно подходит маршрут Смирнова на Первую Башню Короны. Красивое ребро с разнообразным лазанием и нормальной полкой для ночёвки перед началом ключевых участков.

Смирнов суров

Выйдя с Рацека, мы не торопясь догребли под маршрут и полезли. Стремительно ухудшающаяся погода наводила на мысль, что надо было торопясь. Ещё возникло подозрение, что норвеги тырят прогнозы у росгидромета, судя по их качеству. Но торопиться не удавалось из-за категорической заснеженности подрёберной части маршрута. Обычные четвёрочные скалы превратились прямо-таки в настоящее препятствие.

Слегка постанывая и едва заметно матерясь, я скрёбся по заснеженным скалам, теряя время и примораживая руки. К выходу на ребро погода напрочь испортилась, но нам опять подфартило! Я успел вылезти ключевую лазательную верёвку до прихода заряда. А Светик бултыхалась на перилах уже по залепленной снегом стене. Причём делала это без кошек, что доставило ей немало дополнительного удовольствия. Ну да хозяин-барин.

Давненько у меня не случалось столь романтической ночёвки! Слава Биг Агнесс, наружный тент от палатки, служивший нам кровом, выдержал испытание штормовым ветром, который к тому же обдул за ночь снег со скал, упростив передвижение.

Романтика

Весь следующий день прошёл в пурге, и при выходе на коронские подушки я не на шутку опасался заночевать на них по причине полного беспросвета и непрогляда. К счастью, до темна удалось добрести до начала скального забора, миновав самое опасное место между карнизами с одной стороны и глобальной дыркой с другой. Ну а дальше…волшебный луч в кромешной тьме и спуск на передних зубьях по заледенелым подушкам и подъедание запасов на Коронской хижине. И коленопреклонённое спасибо оставившим запас воды на хижине!

После такой романтики захотелось чё-нить походябильнее. И Светик начала сдавать экзамены на руководящую зрелость. Поскольку жили на Коронской, решением стал Изыскатель. Две идеальных учебных тройки. Начали, конечно, с той, что попроще, по центру. Я не рекомендую руководятлам ходить первыми, но Света рвалась в бой, плюс заодно решили потренировать передвижение на фифах.

На фифах Светке не пошлось. Я недоумевал, как можно не пойтись на фифах! Пока сам не попробовал и не понял, что одна из фиф утратила свою геометрию ввиду выработки клюва. Попеняв руководу на то, что взял фифы не той системы, с улыбкой вспомнил, что сам два раза накалывался подобным способом. Угадайте где? Ага, первый раз на Западной Стене Макалу, а второй раз на Северной Стене Жанну. Почему-то каждый раз из двух пар мне попадалась нерабочая. Судьба. В общем поржали и полезли дальше по-человечески.

На спуске Светик осваивала на мне проушины. То есть она крутила, а я первым дюльферял, оставив последнюю ей на полную самостоятельность. Слегка провалившись в берг руководитель, едва заметно матерясь, ко всеобщей радости преодолел финишное препятствие на пути к спортивному росту.

Вот, а теперь тарантиновский ход. Перематываем на сутки назад и застаём нас перелезающими в ночи берг на маршруте Барбера на Свободную Корею. Прогноз обещал опу после обеда, но она начала сгущаться уже в два часа ночи. Подумав и вспомнив о коварных норвежских метеорологах, сдрюфеляли с первой верёвки и ни капли не прогадали. Всё-таки первый раз на Корею надо ходить в хорошую погоду, которая как раз и наступила после Истязательного руководства.

Барбер. На подходе к траверсу

Первая Корея… Вспомнилось, как в 91-м я сидел на хижине и с ужасом думал, что завтра надо лезть на Лоу. Ведь я же специально приехал лезть на Лоу, чтобы закрыть первый разряд именно Кореей! Но на фотографии, очаровавшей меня, она не была такой большой и грозной! И когда под бергом выяснилось, что мой напарник забыл кошки на хижине, я, подавляя свалившийся с плеч страх, максимально грустно воскликнул что-то типа «Как жаль!». На что Олег спокойно ответил: «Не беда, сейчас сгоняю за кошками»… И сгонял…. И был маршрут, и была первая моя Корея, и гроза на гребне, и потерянные кошка и фифа…

Луна высвечивала потрясающую блестящую ледяную дорогу, по которой я и запустил Светика в забой. Получилось не быстро, но весьма познавательно. Ночь, Луна, Стена Кореи, первая верёвка… Настоящая Аксайская романтика! Всё было гладко, в прямом смысле, до траверса. Там Светик выказала крайнее раздражение лёгкими маятниками, которые ей никак не давались. Мы некритично встряли, но всё же успели выползти на вершину и добраться до Лоу до заката. И о, чудо! Нам стали попадаться мои дырки для проушин, с моего сольного спуска после Барбера!

На вершине Свободной Кореи

С утра по телу разливался блаженный кайф честно заработанной усталости и осознание близкого окончания сборов. Неделя на Коронской без пива давала о себе знать… ибо чаем не напьёшься.

Финишной Горой стало второе Светкино руководство на правой тройке Изыскателя. В отличие от меня, поколесившего в первый раз по незнакомому гребню, Света чётко вывела нитку маршрута и порадовала надёжными станциями.

Руковод жжёт

Всё! Вниз! В баню! В бар! В Биш!

Удивился и порадовался Светкиной стрессоустойчивости. При таком быстром выходе на сложные маршруты народ очень часто ломается морально, поскольку сталкивается с настоящим альпинизмом и видимой опасностью глубокого срыва. По себе знаю, насколько это непросто, поэтому с большим пиететом отношусь к задорному прорыву студентки.

А сколько планов на следующий год!….