Опасности продолжаются

Ну, война войной, а опасности опасностями. Чего там у нас еще такого объективного. Ну конечно — камнепады. Штука бескомпромиссная и довольно болезненная, если не убивает сразу и наповал. Поэтому перед выходом на маршрут или подход всегда неплохо оценить его камнеопасность.

Бокс. Наша 5Б

Бокс. Наша 5Б

От чего она зависит.

От нитки маршрута. Понятно, что на гребне или контрфорсе шансов угодить под камнепад меньше, чем в кулуаре или на стене.

От состояния рельефа. Кромешная разруха частенько встречается не только на двойках- тройках, но и на пятерках — шестерках, причем наблюдается два основных типа разрухи.

Там же

Там же

Самая кромешная, это когда рельеф состоит из отдельных блоков, по которым приходится лезть. Это самый опасный вид разрухи. Передвижение по нему требует отточенных навыков, которых у начинающих еще нет, да и мастер на таком рельефе не застрахован от несчастного случая. Для примера можно привести маршрут 3Б на Текетор. Вряд ли я поведу туда еще раз группу, особенно летом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Другой опасный вид разрухи — поверхностная развальня. Кучи камней лежат на монолитном основании. Выглядеть такая разруха может столь же страшно, как и кромешная, но при этом объективная опасность у нее гораздо меньше. Да, для малоопытных восходителей она тоже представляет серьезную опасность, но приспособиться к передвижению по ней гораздо проще, чем по блокам. Пример — маршрут 3Б на Бокс нормальные скалы, присыпанные камешками. На таком маршруте без лишнего риска можно приобрести весьма полезный опыт передвижения по сыпучему рельефу.

В ледопаде под Победой

В ледопаде под Победой

Так уж складывается альпинистская жизнь, еще мало что можешь, а уже надо преодолевать реальные опасности. Здесь не надо стесняться напрягать своего инструктора просьбами показать и рассказать о безопасных приемах передвижения.

Во многом камнеопасность зависит от стабильности рельефа. А что придает стабильность рельефу, снег да лед.

Из этого вытекает, что самое безопасное время для преодоления камнеопасных участков либо зима, либо раннее утро в теплое время года. Опять же, всегда надо помнить об исключениях. Осенью 2009го, ранним морозным утром в кулуаре под пятой башней Короны я остался без каски, с порванным рюкзаком и перебитой рукой, но исходя из размеров камнепада, под который я со своим спутником угодил, это был один из самых благоприятных финалов. Поэтому в особо камнеопасных местах надо быть всегда на чеку.

Траншеим на 5800

Траншеим на 5800

Особо опасные места, понятно, всяческие кулуары и желоба. Заходя в них, даже если до начала маршрута еще не близко, не поленитесь надеть каску. От хорошего камня она конечно не спасет, но мелочь и скользящие удары сгладит неплохо.

Заходя в кулуар неплохо просмотреть его рельеф, контуры и прикинуть наиболее вероятные траектории падения камней. После этого надо прикинуть варианты своего пути так, чтобы тропа как можно реже пересекалась с опасными траекториями. При этом очень неплохо взять на заметку все возможные места укрытий. Скальные острова, выступы, гроты, кары и.т.д.

Ледопад

Ледопад

При движении группой, каждый должен быть предельно внимателен ко всем подозрительным звукам. Обычно серьезный камнепад в длинном кулуаре можно услышать загодя и спрятаться. С одиночными камнями сложнее, но и кучность поражения у них гораздо меньше.

Значит слушать, слушать и слушать. Отсюда другая градация рельефа по камнеопасности, по возможности раннего обнаружения.

В этом плане самые опасные — травянистые склоны. Камни на них падают с наименьшим шумом и набирают такую же скорость, как на льду или жестком фирне. Поэтому при передвижении по травянистому склону, над которым висит разруха, очень неплохо выставлять наблюдателей.

Победа

Победа

Лед, жесткий фирн. Здесь камни тоже очень быстро набирают скорость, но слышно их при этом уже лучше. Я всегда стараюсь проходить такие участки, максимально усилив визуальное наблюдение.

Каменная осыпь не только дает много шума, но и отчасти гасит скорость падающих камней. На ней можно отчасти положиться на свой слух.

Ну и пожалуй самый камнегасящий вид рельефа — рыхлый снег. Если кулуар забит им, то опасаться стоит уже не камнепада, а лавины. Так же неплохо снег гасит камни под бергами, на склонах.

На Речке.Байча

На Речке.Байча

Ну и понятно, что передвигаться по камнеопасному участку, особенно на спуске, надо как можно более плотной группой, чтобы если уж и сыпанули на нижних, так хоть не с большой высоты.

Ну а коли сыпанули, орите что есть силы — КАМЕНЬ! Здесь возникает еще один нюанс. Что делать, если Вам сверху орут КАМЕНЬ! Практика показывает, что если Вы находитесь на достаточно пологой части маршрута и можете позволить себе двигаться хотя бы два метра вправо, два метра влево и перед глазами нет никакого реального укрытия, карниза или ниши, очень полезно посмотреть наверх и попытаться увернуться от летящих камней. Если рядом нет реальных укрытий, карниза, ниши, принимать площадь каски бесполезно, Вас просто расплющит вместе с каской.

Выход на гребень Актоо по маршруту Тарасова

Выход на гребень Актоо по маршруту Тарасова

На крутом рельефе, где возможности увертывания ограничены, приходится вжиматься в скалу, уповая на удачный рикошет, штука крайне неприятная.

Тэги: , , ,