Мысли вслух
Давно думаю написать обличительный опус на одну из глав моего самоучителя, да всё руки не доходили. Теперь вот дошли.
Обличать буду главу про станции.
Я много, упорно и разносторонне рассматривал вопрос построения станций и пришёл к однозначному выводу: ИСКУССТВА ПОСТРОЕНИЯ СТАНЦИЙ НЕТ!!!!!! Как нет собственно искусства ИТО, которому успешно учат за деньги.
Есть одно единственное искусство, на котором зиждется вообще весь технический альпинизм, включая и пресловутые спасработы и это искусство называется…….УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ЖЕЛЕЗОМ И ВИДИНИЕ РЕЛЬЕФА!!!!
ВСЁ! Если Вы представляете, как работает тот или иной вид железячек и можете быстро находить под эти железячки подходящий рельеф и организовывать надёжные точки,Вы- СМОЖЕТЕ ВСЁ!
Если каждая точка на станции надёжна, абсолютно пофиг, как Вы их сблокируете.
Если вы сможете быстро находить качественный рельеф под имеющееся снаряжение, Вы будете быстро и надёжно передвигаться в ИТО и организовывать промежуточные точки страховки.
Ну а о спасах и говорить нечего. Там всё на 200% зависит от умения организовать надёжные точки, причём зачастую с ограниченным набором снаряжения.
А вот для тренировки этого искусства лучше всего подходит лазание с ИТО. Только не ради постижения мнимого искусства ИТО, а именно для оттачивания понимания железа и рельефа! Соответственно Ваша задача не пролезть максимально быстро с минимальным количеством точек, а наоборот, положить, забить и т.д. как можно больше элементов!
Причём якоря желательно ограничивать, поскольку это дело не хитрое. А вот всё остальное железо требует гораздо большей тренировки навыка.
И не надо забывать, что в Крыму на известняке снаряга будет работать не так, как на гранитах в той же Арче или на Кавказе.
Начинать с лазания с самостраховкой, постепенно переходя на лазание со своей страховкой, лучше по Маэстри. И это необходимый элемент, ибо ни что так не организует и не мотивирует к качественной работе с рельефом и снаряжением, как натуральная страховка. При этом, лазая по Маэстри, Вы будете всегда иметь полный набор снаряжения, ну и на реальных маршрутах очень полезно владеть данной техникой самостраховки.
Найти в сети описание этого метода можно найти в сети в разных вариантах, но суть от этого не изменится.
Так что в своей работе со студентами я теперь основной упор делаю именно на нудные и однообразные тренировки работы со снарягой и рельефом. И практика показывает, что у студентов, овладевших этим навыком на хорошем уровне нет проблем ни с точками, ни со станциями, ни с ИТО.